Взаимодействие родителей и ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
22.07.2016Методические рекомендации адресованы родителям детей дошкольного
возраста и их целью является:
– оказание практической помощи родителям по реализации в семье основной
общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО и примерной основной образовательной программы;
– поддержка у родителей позитивного отношения к исполнению своих обязанностей, как участников образовательного процесса в условиях реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Стандарта.
Разработка дошкольной организацией основной образовательной программы дошкольного общего образования осуществляется самостоятельно в соответствии:
– с федеральными государственными образовательными стандартами;
– с учётом соответствующих примерных основных образовательных программ (Ст. 12, ч.5, 6, 7, ФЗ), с привлечением органов самоуправления (совета образовательной организации, попечительского, управляющего совета и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательной организацией.
Формы обучения детей дошкольного образования по основной образовательной программе определяются Стандартом. В соответствии с требованиями стандарта, обучение детей должно осуществляться в «формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие» (Раздел 1. пункт 4 Стандарта). Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются самостоятельно организацией, которая осуществляет образовательную деятельность.
Обучение ребёнка в детском саду кроме фронтальных форм обучения, может осуществляться по индивидуальному учебному плану, который позволяет ребёнку осваивать основную образовательную программу с учётом его особенностей и образовательных потребностей. При этом, обучение по индивидуальному учебному плану может осуществляться только по той Программе, которая реализуется в дошкольной образовательной организации. При этом, для детей дошкольного возраста первый уровень общего образования не является обязательным и не подлежит промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Особый интерес для родителей представляет статья 44 закона «Об образовании в Российской Федерации» «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся».
Согласно этой статье закона, родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед другими лицами, на защиту их прав и законных интересов.
В соответствии с 44 статьёй закона «Об образовании в Российской Федерации» родители получают юридическое право на то, чтобы познакомиться:
– с уставом, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, учебно-программными материалами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
– с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями;
– с информацией о всех видах планируемых обследований ребёнка (психологических, психолого-педагогических) и принимать решение относительно участия ребёнка в таких обследованиях;
– с результатами проведённых обследований ребёнка.
Согласно выдвигаемым в этой статье закона требованиям, родители обязаны:
– обеспечить получение детьми первого уровня общего образования;
– знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса и высказывать своё мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;
– присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической
комиссией, при обсуждении результатов обследования и вынесении заключения;
– соблюдать правила внутреннего распорядка, требования локальных нормативных актов, предусмотренных образовательной организацией;
– уважать честь и достоинство детей и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;
– участвовать в управлении организации, осуществляющей образовательную
деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей, предусмотренных законом «Об образовании в Российской Федерации» и другими законами, родители несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. В связи с этим участие родителей в реализации основной образовательной программы дошкольного образования является серьёзным и ответственным для них делом, требующим определённой компетентности. В связи с этим родителям необходимо более подробно познакомиться с моделями реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, построение взаимодействия с семьями воспитанников (законными представителями) как участниками образовательных отношений является одним из условий для успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Родители могут выбирать, где и как ребенок будет получать образование – в семье или в детском саду. Стратегию действий родителей можно представить в виде двух моделей, в которых взаимодействие семьи и детского сада имеет свои особенности.
Модель реализации родителями основной общеобразовательной программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
1 этап. Подготовка к выбору примерной основной общеобразовательной программы
1) Сотрудники детского сада рассказывают родителям о Стандарте.
2) Родители самостоятельно знакомятся со Стандартом, размещённом на сайте детского сада.
3) Родители готовятся к обсуждению Стандарта, формулируют вопросы.
4) Сотрудники детского сада отвечают на вопросы родителей.
5) Воспитатели каждой группы выбирают примерные общеобразовательные
программы для последующей презентации родителям.
2 этап. Выбор примерной общеобразовательной программы совместно с родителями.
1) Сотрудники детского сада презентуют родителям несколько примерных общеобразовательных программ, которые прошли отбор в процессе проведения подготовительного этапа.
2) Актив родителей проводит сравнительный анализ представленных программ и знакомит всех родителей с основными различиями в программах.
3) Родители формулируют собственные запросы, интересы, потребности
относительно образовательной деятельности, которая должна найти отражение в части основной общеобразовательной программы, разрабатываемой участниками образовательного процесса.
4) Сотрудники детского сада знакомятся с запросами родителей и подготавливают информацию о Программе, наиболее соответствующей запросам родителей детей данного детского сада.
5) Родители и сотрудники детского сада определяют направления образовательной деятельности по реализации примерной основной общеобразовательной программы в семье с учётом специфических для детей данной возрастной группы видов деятельности.
6) Родители и сотрудники детского сада вырабатывают единство требований к детям в семье и детском саду к различным аспектам проявлений собственной активности, инициативы и самостоятельности и других личностных качеств, которые должны быть достигнутыми на этапе завершения дошкольного образования.
7) Родители и сотрудники детского сада рассматривают возможность использования в реализации основной общеобразовательной программы различных образовательных технологий, в том числе дистанционного и электронного обучения, а также посредством сетевых форм.
8) Проведение системного, неформального и доверительного обсуждения сотрудников детского сада с родителями результативности совместной деятельности по развитию детей в соответствии со Стандартом.
9) Обмен опытом по реализации примерной основной общеобразовательной программы между родителями и детским садом и между различными организациями.
10) Родители участвуют в мероприятиях регионального, муниципального и федерального уровня совместно с воспитателями и педагогами детского сада, по желанию родителей подготовка ими публикаций, участие в конкурсах, проектной деятельности по реализации Стандарта.
Но существует ещё один, альтернативный путь получения ребёнком дошкольного
образования в детском саду. Это образование в семье.
Семья, принявшая решение, что ребёнок будет получать дошкольное образование вне образовательной организации, должна быть осведомлена, что на основании закона «Об образовании в Российской Федерации» ребёнок всё равно должен получить образование, отвечающее требованиям Стандарта.
Для таких семей предлагается модель, которая в доступной форме показывает последовательность действий семьи, воспитывающей ребёнка в домашних условиях.
Модель реализации родителями основной общеобразовательной программы дошкольного образования вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность
(в форме семейного образования)
1) Родители детей, не посещающих дошкольную образовательную организацию, регистрируются на сайте отдела дошкольного (общего) образования своего региона и получают информацию об изменениях, произошедших в дошкольном образовании в связи с переходом на первый уровень общего образования.
2) Родители знакомятся с приказом № 1155 Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», изучают: основные положения; требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму; требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования; требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
3) Для реализации Стандарта в семье родители обращаются к реестру примерных основных общеобразовательных программ для ознакомления с примерными основными общеобразовательными программами.
4) Для осуществления правильного выбора программы родители имеют право обратиться в специальные консультативные пункты для проведения оценки индивидуального развития своего ребёнка.
5) На основе результатов диагностики индивидуального развития своего ребёнка родители подбирают оптимальную программу дошкольного образования для реализации Стандарта в семье.
6) В случае затруднения при выборе примерной основной общеобразовательной программы родители имеют право на получение консультативной помощи (без взимания платы) от сотрудников ближайшего детского сада или других организаций, которые определены органами местного самоуправления для проведения этой работы.
7) Родители с учётом индивидуальных особенностей своего ребёнка разрабатывают режим дня ребёнка в семье, который включает рациональное чередование различных культурных практик в течение суток; продолжительность непрерывного бодрствования, который должен составлять 5,5-6 часов и включать ежедневную прогулку не менее 4-4,5 часов и самостоятельную деятельность ребёнка (игра, продуктивные виды деятельности, познавательно-исследовательская деятельность) не менее 3-4 часов; дневной сон (отдых) продолжительностью не менее 2,5 часов; родители определяют время для чтения детям в семье и формируют круг детского чтения.
8) Родители на сайте Минобрнауки знакомятся с методическими рекомендациями по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования.
9) Родители проводят работу по созданию развивающей предметно-пространственной среды в семье: подбирают материалы и оборудование, покупают специальную литературу.
10) Родители имеют право посещать консультативные пункты для получения
методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи (без взимания платы) в целях оценки индивидуального развития детей, связанной с оценкой эффективности педагогического воздействия.
11) На основе оценки индивидуального развития детей, связанных с оценкой
эффективности педагогического воздействия, родителями проводится осмысление собственных усилий, направленных на реализацию Стандарта в семье.
12) Родители рассматривают возможность посещения ребёнком вариативных форм дошкольного образования в целях усиления форм и методов развития интеллектуальной и аффективно-мотивационной сферы.
13) На этапе завершения дошкольного образования родители посещают консультативный пункт в целях получения бесплатной помощи в оценке индивидуального развития ребёнка для его перехода на следующий уровень общего образования: начальная школа.
Реализация данных моделей позволит родителям подойти к их дальнейшим действиям, а именно: освоению основных форм и методов развития ребёнка дошкольного возраста.
На основе Стандарта и примерной основной образовательной программы должны предлагаться конкретные средства, которые ранее не использовались в образовательных программах, или использовались эпизодически:
1) Образование в Программе строится на партнёрских отношениях взрослого и ребёнка;
2)Содержание Программы строится на основе принципов отбора содержания
образования, деятельность в рамках которого, с одной стороны, имеет смысл для ребёнка, а с другой – обеспечивает его всестороннее развитие.
3) Предметно-пространственная среда рассматривается как важное средство
образования, и организуется на основе научно обоснованных принципов.
3) Программа предусматривает регулярную и целенаправленную образовательную деятельность не только в детском саду, но и в семье.
Взаимодействие семьи и детского сада по организации развивающей
предметно-пространственной среды
Основным источником развития ребенка является его взаимодействие со взрослыми и предметами, созданными человеческой культурой. В каждом из предметов, неважно, каком – игрушке, орудии или книге аккумулирован человеческий опыт. Конечно, сами по себе, без участия взрослого, предметы не могут принести ребенку пользу, ведь ему придётся догадываться самому, что куклу можно представить в игре как настоящего, живого ребенка, а ложку удобно держать, зажав между большим и указательным пальцем. Сам ребенок до этого додуматься не может, и действия с предметами не исключают общения и взаимодействие со взрослым, а скорее, продолжают его. Поэтому, не следует рассматривать предметы, окружающие ребенка, как универсальное, самодостаточное средство развития. Но, в тоже время, необходимо уделить самое пристальное внимание для организации развивающей предметно-пространственной среды в семье.
Для того, чтобы создать развивающую предметную среду для ребенка дома,
прежде всего, надо родителям вспомнить, чем они сами занимались в детстве.
Сюжетной игре, игре с правилами, познавательно-исследовательской деятельности ребенку требуются специальные предметы, с которыми его деятельность становится более эффективной.
Труднее всего, как показывает опыт, ориентироваться в выборе сюжетных игрушек, т.к. сюжетная игра не имеет близких аналогов в деятельности взрослого.
Н.А. Короткова предлагает формировать предметную среду для сюжетной игры разделяя игровые предметы на три общие категории: ролевые атрибуты (игрушки-персонажи), предметы оперирования и маркеры игрового пространства (аналогично типам проекции события). Каждый тип предметов изменяется по мере взросления детей группы и усложнения уровня их игры в следующих направлениях:
– степени условности (реалистическая, прототипическая и условная игрушки);
– размера (крупная, средняя, мелкая);
– степени готовности (готовая к использованию, трансформер, сборная).
Используя общие категории организации среды (полифункциональность, трансформируемость и вариативность) по отношению к каждому из предметов можно осуществить научно обоснованный подбор игрушек. Для детей раннего возраста игрушки должны быть крупными, прототипическими и готовыми к использованию. В среде, предназначенной для старших дошкольников должны преобладать условные (или реалистические) игрушки небольшого размера и низкой степени готовности.
Хотелось бы предостеречь родителей от чрезмерно раннего предложения ребенку различных интерактивных мультимедийных средств – различных типов компьютеров, интерактивных досок и полов, анимационных комплексов для мультипликации и аналогичных устройств и систем. В силу ряда психических особенностей ребенка дошкольного возраста они принесут ему скорее вред, чем пользу.
Существует ряд исследований, как в нашей стране, так и за рубежом, связанных с поиском причин неуспеваемости ребенка в школе. Большинство ученых приходит к выводу, что основная причина заключается в недоразвитии у ребенка аффективно-мотивационной сферы. Каждый из нас по собственному опыту знает, что при осуществлении любого дела надо не только знать, как его осуществлять, но и хотеть им заниматься. Нужно совершить волевое усилие, чтобы воплотить имеющийся замысел в конечный продукт. Для современных детей это является огромной проблемой, и не последнее место в её первоисточниках занимает компьютер. Предлагая детям играть в подобные «развивающие игры» родители решают только одну проблему – освобождения своего личного времени. Это, конечно, тоже может быть жизненно необходимым, но не следует этим злоупотреблять.
Нет нужды доказывать, что окружающий нас мир содержит достаточно реальных объектов, с которыми ребенок может совершать точно такие же умственные операции, как и с виртуальными образами в программе. Не следует также забывать про немалое количество логических игр, созданных человеческой культурой с подобной целью: «Танграм», «Пентамино» и др. Конечно, для их эффективного использования ребенком усилия от взрослого понадобятся большие, чем, если предложить ему планшет с «развивающими играми».
Особое внимание сегодня надо уделять продуктивной деятельности детей. Рисование, аппликация, лепка, изготовление различных поделок вместе с ребенком представляет единственную разумную альтернативу сомнительным ценностям современного общества.
Кроме предметной среды дома, рекомендуется родителям обращать внимание и на предметную среду детского сада. Предметная среда становится по-настоящему образовательным средством не тогда, когда в ней много дорогих, эффектных вещей, а когда каждый предмет, в ней находящийся, активизирует культуросообразную деятельность ребенка.
Многие нужные вещи – ширмы, игровые макеты, материалы для познавательно-исследовательской деятельности детей и другое можно без особого труда изготовить самостоятельно.
Задайте вопрос или оставьте отзыв